питерский портал фолк-музыки elf.org.ru  

Волынки мира

энциклопедия волынок | галерея волынщиков | шутки и байки про волынщиков |
Cказки про волынщиков: Волшебная пещера | Волынщик и пак | Громовая волынка | Cеребряная волынка |

ВОЛЫНКИ МИРА




Никто не знает, когда и где это произошло. Возможно, кто-то просто пошутил (ведь есть мнение, что шотландцы подарили волынку ирландцам, а те шутки не поняли), или, возможно, в один прекрасный день человек , играющий на обычной тростине (что-то типа раннего кларнета), увидел пустой бурдюк и решил, что это неплохая идея - и щеки надрывать не надо, и звук получается непрерывный, т.к. резервуар значительно больше и, пока воздух из него выходит, можно успеть поддуть еще (а также и спеть что-нибудь, если хватит времени). Думаю, что подобные идеи приходили разным людям в разное время и в разных местах, благо подручный материал для изготовления волынки всегда был под рукой - кожаный бурдюк или пузырь (бычий, лошадиный и т.п.), тростник или любые полые трубки и то, что издает звук - "пищик", он же "трость".
Вид эти инструменты имели тоже совершенно разный, так как до появления военных оркестров не было нужды вводить какие-либо критерии и каждый творил в меру своей "испорченности". К тому же, от ранних волынок остались только изображения (материал, из которых их делают, очень недолговечен), и никто не знает, точно ли так они выглядели, и, тем более, как они звучали (рисовали-то не только те, кто их делал и играл, но и те, кто имел очень приблизительное представление о том "что это там издает такие жуткие звуки" ;).
Но, как бы то ни было, этот инструмент приобрел огромную известность и некий мистический ореол, особенно благодаря самой громкой - Шотландской волынке. В Шотландии говорят, что в звуке волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Кто не читал сказки о волынщиках с острова Скай - клане МакКриммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки? Про кланы потомственных волынщиков: МакКриммон, МакКей, МакГрегор - легенды гласят, что они получили свой дар от фейри. Хотя подобные рассказы окружают этот инструмент не только в кельтских странах. Чувашская волынка "шапар" использовалась на церемонии изгнания бесов "вирми", а коготь лисицы или рыси, привязанный к марийской волынке "шувыр" (для прочистки игровых отверстий), считался обладающим магической силой, способной излечивать болезни.

УСТРОЙСТВО ВОЛЫНКИ

трость волынки (одинарная)трость волынки (двойная)
Резервуар - мешок из кожи или пузырь с выходами (стоками) для чантера, бурдона и вдувной трубки.
Чантер - мелодическая трубка с игровыми отверстиями.
Бурдон - трубка, поддерживающая постоянный звук. Количество их может варьироваться.
Трости бывают двух видов : одинарная (слева) - это кусок тростника с надрезанным язычком, закрытытый с одной стороны. У многих волынок такие трости стоят как в бурдонах, так и в чантерах, но по большому счету эта трость считается бурдонной. Двойная - чантерная (справа) состоит из двух лепестков тростника, соединенных вместе. Звук возникает при прохождении воздуха через щель трости, что заставляет вибрировать края лепестков у двойной и язычок у одинарной трости. Чем больше давления воздуха требуется для извлечения звука, тем громче волынка и, соответственно, труднее на ней играть.
Вдувник - трубка для нагнетания воздуха в мешок. Обычно имеет запирающий клапан, который не дает воздуху возвращаться из мешка и "надувать" играющего, хотя многие волынки обходятся без него - в этом случае вдувник либо затыкают языком, либо перегибают относительно мешка. В некоторых волынках вместо вдувника может использоваться "лягушка" - мех, который с помощью эластичной трубки присоединяется к мешку и приводится в действие правой рукой. Наиболее известная волынка этого типа - ирландский "Uillean", пожалуй, самая сложная и дорогая из современных волынок. Ее обычно покупают частями, присоединяя к первоначальному набору все новые детали.
Некоторые волынки (например Small Pipes) можно заказать по желанию или с вдувником, или с мехом, т.к. многие волынщики предпочитают какой-нибудь один определенный способ нагнетания воздуха.
В целом внятная классификация существует на те волынки, которые производятся достаточно массово. В остальных же случаях ни вид, ни строй инструмента не надо воспринимать как единственно возможные - я только привожу примеры, а возможное многообразие от района к району бесконечно, и я надеюсь, что список будет пополняться.

волынка bagpipe
Biniou koz / biniou bihan
Бретонская волынка с одним бурдоном , чантером (10 нот) и трубкой для нагнетания воздуха. Названия переводятся как "старая волынка" и "маленькая волынка". Звук на октаву выше шотландского "Хайленда", строй в разных областях Бретани варьируется (G#, A, B,C). На Biniou koz традиционно играют в паре с бомбардой.
волынка bagpipe
Biniou bras
Волынка Шотландского типа, появившаяся в Бретани в начале 19 в. Стала популярной только к концу 30-х г.г. когда стала использоваться вместо Biniou koz в паре с бомбардой, а также в Бретонских оркестрах волынщиков "Bagad", сформировавшихся в 50-х г.г. 20 в.
волынка bagpipe
Veuze
Считается старейшей из Бретонских волынок, была распространена на юго-востоке Бретани и в северной части провинции Вандей. Инструмент с одним бурдоном, возможно родственен галисийской "Gaita". Играли на нем обычно
вместе с аккордеоном или скрипкой. Вышел из употребления и был возрожден только в середине 70-х г.г. 20 в.
волынка bagpipe
Scottish Highland Bagpipes/ Piob-mhor
Шотландская волынка - самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй - от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах "Pipe Bands", но высшей и самой аутентичной музыкальной формой для этого инструмента сами шотландцы считают "Piobaireachd">. G,A,B,C#,D,E,F#,G,A
 
Chamber Pipes
Уменьшенная копия Хайленда.Не громкая, используется для игры в помещении и с другими инструментами.
волынка bagpipe
Small Pipes
Эта волынка имеет три бурдона (бас, тенор и альт), соединенные в один сток, чантер и мех для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой (хотя всречаются Small Pipes и с вдувной трубкой). Строй обычно в А, В бимоль или D, используется для игры в помещении и с другими инструментами. G,A,B,C#,D,E,F#,G,A


волынка bagpipe

Northumbrian bagpipes
Нортумбрийская волынка появилась на севере Англии. Хотя музыку для этой волынки записывают в "G", на самом деле ее строй в "F", иногда в "D". Самый простейший вариант почти идентичен Smallpipes - мешок, три бурдона; бас, тенор и альт (F,C,F), соединенные в один сток, мех для нагнетания воздуха и чантер с 8 игровыми отверстиями, закрытый с одной стороны, на котором играют в манере "стаккато" - поднимают только один палец за раз (в то время как большинство волынок используют "открытую" аппликатуру). К этому базовому варианту добавляют 7 ключей, что расширяет диапазон чантера еще на пять нот и дает возможность извлекать две дополнительные ноты в середине строя: C# и D#. К 3 бурдонам прибавляется еще один (и возможность перестраивать F бурдон), что позволяет играть в F и C мажоре. Затем их можно "апгрейдить", и появится возможность играть в G мажоре или D миноре. Самые сложные варианты этого инструмента имеют до 17 ключей.
волынка bagpipe
Uileann Bagpipes
"Uileann" переводится как "локоть". Ирландская волынка с мехом для нагнетания воздуха, тремя бурдонами в D (настроенные в октаву), тремя регулируемыми бурдонами, которые используют для ритмического и аккордового аккомпанемента и чантером в D (благодаря системе клапанов, <ключей>, диапазон ее около двух октав). Как и все сложные волынки, ее не приобретают сразу целиком, а начинают с базового набора и докупают по мере необходимости ключи, бурдоны и регуляторы. Позволяет играть мелодии в D,G,Em,A,Am,Bm и т.д.. Более старые варианты имели строй ниже - C, B или B бемоль. Это очень известная, с очень сложной аппликатурой и, пожалуй, самая дорогая волынка. E fl, E, F#, G, A, B, C#, D или D E F# G A B C C# D E F# G A B C# D


волынка bagpipe
Shuttle Pipe
Являет собой компромиссный вариант между шотландским Хайлендом и французским Мюзетом. Воздух чаще всего нагнетается с помощью меха. Чантер с 8 игровыми отверстиями с аппликатура как у Хайленда. Два-три бурдона соеденины в бурдонный бочонок и настраиваются при передвижении специальных пластинок, что позволяет разные вариации бурдонных аккордов. Строй обычно в А или D, но бывает и в С (с аппликатурой как у Нотумбрийской волынки).
волынка bagpipe
Musette
Название происходит от muse - ст. фр. "дудка". Французская волынка, появившаяся в 18 веке. Была очень популярным придворным инструментом. Воздух нагнетается с помощью меха. Имеет 1-2 чантера - основной (F или D) и дополнительный (6 клапанов, продолжающих строй вверх), отверстия на котором закрываются с помощью клапанов, расположенных на основном. Три бурдона (F, C, F) соединены в один бурдонный бочонок. Настройка меняется при передвижении 6-8 специальных пластинок.
волынка bagpipe
Gaita
Испанская волынка - воздух нагнетается через вдувную трубку (хотя иногда используются и меха), один басовый бурдон, иногда прибавляют тенор. Чантер с 8 игровыми отверстиями. Аппликатура позволяет брать полутона. Строй обычно B бемоль, C или D.
волынка bagpipe
Zampogna
Итальянская и Сицилийская волынка, у которой два чантера и один или два бурдона находятся в одном стоке. В больших моделях используются только двойные трости, чантеры настроены в октаву, строй F,G, или A . И они чаще всего используются для сопровождения пения или в паре с бомбардой. В волынках меньшего (реже такого же) размера используются одинарные трости, чантеры настроены в кварту . На них можно играть мелодии, и на таких волынкх чаще всего играют соло.
 ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ ВОЛЫНКИ
волынка bagpipe
Дуда Беларусская
Состоит из 1-2 бурдонов "гудков", трубки для нагнетания воздуха - "соски" и мелодической трубки "пирябор", которая имеет 5-6 игровых отверстий на лицевой стороне и 1 - на тыльной. Звукоряд диатонический в обьеме септимы или сексты. На нижний конец ее надевают раструб из коровьего рога, раструбы гудков делают в форме курительной трубки. Более длинный бурдон настраивается октавой ниже мелодической трубки, второй - квинтой выше первой, бурдонной. A,B,C#,D,E,F#
волынка bagpipe
Дуда Украинская западная
Особенность ее чантера заключается в устройстве <карабок> - деревянный ствол около 150мм длиной, в котором просверлены 2 канала; левый от исполнителя - сквозной, с одним игровым отверстием, другой - закрытый снизу, с 5-6 игровыми отверстиями. Таким образом объединены малая бурдонная и мелодическая трубка. При закрытом отверстии бурдонная трубка звучит на терцию ниже мелодической, а при открытом - в унисон. На чантер надевают раструб из коровьего рога. Отдельный бурдон настраивается на октаву ниже чантера. Он имеет специальную пробку - <чопик>, с помощью которой бурдон можно выключить из игры. A,D,C,D,E,F#
волынка bagpipe
Дуда Украинская восточная / дудка, коза, баран, мих (мех). По своему устройству аналогична Беларусской Дуде. B,C,C#,D#,E,F,G
волынка bagpipe
Suomu Duda
Латвийская волынка с одним бурдоном (в квинту или октаву к мелодической трубке), вдувником и чантером с пятью игровыми отверстиями с вырезаннымиуглублениями для пальцев. Звукоряд - диатонический в обьеме сексты. A, B, C#, D, E, F#
волынка bagpipe
Dalecarlian bagpipes
Эта волынка повсеместно встречалась в восточной Dalecarlia (Dalarna), Швеция, еще в 19 веке, а последний наследственный волынщик, Gudmunds Nils Larsson, умер в 1949 году. Воздух нагнетается с помощью вдувника, бурдон лежит на правой руке (в старых вариантах он не подстраивался). Чантер цилиндрический, с 7 игровыми отверстиями. Трости используются только одинарные. Большинство мелодий играется в А миноре. E,F#,G#,A,B,C,D,E
волынка bagpipe
Duda (Венгрия)
Воздух в эту волынку может нагнетаться как вдувной трубкой, так и с помощью меха. У нее один басовый бурдон, часто украшенный на конце коровьим рогом. Чантер и второй бурдон или высверлены в одном куске дерева, или совмещены в одном стоке. Во втором бурдоне имеется игровое отверстие, позволяющее извлекать две бурдонные ноты. Строй чаще всего в А.
волынка bagpipe
Брёлка или Gaida(Болгария)
Состоит из кожаного мешка, вдувника, одного бурдона и чантера в D или G. В чантере, как и в бурдоне используются одинарные трости.
волынка bagpipe
Польская Koza и чешская Duda
У этой волынки цилиндрический чантер с одинарной тростью и басовый бурдон. Они одинаково заканчиваются рогом и латунным раструбом. Одинарные трости представляют собой медный тюбик с жестяным язычком. Воздух нагнетается <лягушкой>, мешок довольно большой, мехом наружу. Строй чаще всего в А.
волынка bagpipe
Labanora Duda, Дудмайшис


Название происходит от местности Лабанорас, Литва. Состот из мешка (шкура животного, реже - желудка), вдувника, 1 или реже 2 бурдонов, настроенных квинтой или октавой ниже мелодической трубки с 5 - 8 игровыми отверстиями. Бурдоны и чантер часто делают с раструбом в виде курительной трубки. Трости одинарные. Играли соло или вместе со скрипкой, цимбалами.

волынка bagpipe
Torupill
Эстонская волынка. Состоит из мешка, (выделанного из шкуры, пузыря вола или коровы, желудка тюленя или теленка), вдувника, мелодической и 1- 2 бурдонных трубок. Мелодическая трубка без раструба, с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Бурдон с небольшим раструбом настраивается квинтой или октавой ниже мелодической (если их два, то в квинту между собой), состоит из 2 раздвижных колен, к нему прикрепляется петля из ремня или шнура для подвешивания на руку музыканта. Трости одинарные, из тростника или гусиного пера. Звукоряд диатонический в пределах септимы. D,E,F#,G,A,B,C,(D)
волынка bagpipe
Rakkopilli


Ингерманландская волынка. Родственна остальным финно-угорским волынкам. Состоит из мешка (пузырь), вдувника и 2 мелодических трубок одинаковой длины (на одной 5-6, на другой 2-3 игровых отверстий) связанных между собой жилами и заканчивающихся берестяным раструбом.

волынка bagpipe
Chimpoi
Молдавская волынка. Мешок из кожи козы или овцы. Одна бурдонная трубка из трех колен, которая настраивается в кварту, квинту или октаву к мелодической. Мелодическая трубка имеет диатонический звукоряд в объеме ноны. Воздух нагнетается через трубку с запирающим клапаном.
волынка bagpipe
Шувыр
Марийская волынка. Мешок из бычьего или лошадиного пузыря, в который вставлены вдувник и 2 мелодические трубки. Мелодические трубки одинаковой длины (в одной 2, в другой 4 игровых отверстий) изготавливаются обычно из птичьих костей (гуся, журавля) или из олова и укрепляются на деревянном ложе. На трубки вместе с ложем надевается раструб из коровьего рога. Одинарные трости вставляются в отверстия трубок, которые находятся внутри мешка. Перед игрой пузырь смачивали, чтобы сделать его эластичным. Звукоряд диатонический в обьеме сексты, хотя варьируется в разных районах. 1 - C, (E бемоль), F, G, (A бемоль) 2 - C , D, (E бемоль).
 
Скамора
Мордовская волынка из Пензенской области. Мешок из кожи теленка, отверстия на месте конечностей и шеи заделывают пробками и окрашивают под цвет кожи. В одну из пробок вставляют вдувник. Большая шейная пробка имеет несколько сквозных отверстий, прикрытых медной пластинкой, которую перед игрой поворачивают в сторону и вставляют в отверстия трубки из тростника (3-4, иногда более). В большой делается одно игровое отверстие, а в мелодических - 3-5 (никогда не делали с 4).
 
Валонка
Мокшанская волынка, теперь почти совсем вышла из употребления. Имеет мешок из телячьей кожи, вдувник, бурдон и мелодическую трубку с 3-4 игровыми отверстиями.
волынка bagpipe
Сарнай
Чувашская волынка. В отличии от шапара мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные.Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т.п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами. C,D бемоль,E бемоль,F,G,A,C,D.
волынка bagpipe
Шапар, шабр, шыбыр, пузырь
Чувашская волынка. Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укрепленных на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный - из бересты.Левая трубка имеет 2-3, правая 3-4 игровых отверстия (у нее внизу есть 3-7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшинском районе (Татарсьтан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.
волынка bagpipe
Паракапзук, тик
Армянская волынка. Состоит из мешка (шкура теленка, козленка или барана), вдувника и 2 мелодических камышевых трубок (5 симметричных отверстий), укрепленных на деревянном ложе. На них обычно надевают раструб из коровьего рога. Трости одинарные. Гороловина мешка заделывается деревянной втулкой, в которую часто вставляли зеркало. Играли на этом инструменте обычно в ансамбле с зурнами.
 
Тулум
Азербаджанская волынка, родственна армянской. Мешок из овечьей или козлиной шкуры, снятой бурдюком, вдувник и 2-3 мелодические трубки с пятью симметричными отверстиями. Для подстройки в канал трубок вставляют просяные стебли.
волынка bagpipe
Гудаствири, ствири
Грузинская волынка. "Гуда" означает "бурдюк", "ствири" - различные деревянные духовые инструменты. Состоит из кожаного мешка, вдувнока и 2 мелодических трубок, укрепленные на деревянном ложе с общим раструбом из рога быка. В правой - 3 игровых отверстия, в левой - 6, из которых три нижних симметричны отверстиям правой. Трости одинарные. Звукоряд диатонический в объеме септимы. Трубки и раструб часто украшают бирюзой, сердоликом, ракушками, цветными стеклами, металлом, а края раструба увешивают погремушками и цепочками. 1-A,B,C#,D,E,F#,G 2-A,B,C#,D
волынка bagpipe
Чибони
Аджарская волынка, родственна армянской и грузинской. На левой мелодической трубке 5 игровых отверстий, на правой - 3 симметричные трем нижним на левой. Звукоряд диатонический в пределах сексты.
  
 проект в работе. продолжение следует.

волынoщик bagpiper



© Екатерина Кузнецова, 2002-2003

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011