питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

Кланы, килты, тартаны

Килты и кланы | Правда о тартане | re: Правда о тартане

Правда о тартане. Дж. Колин Кэмбелл. (The SCOTS magazin, october 1993)  

 

TUAR TAN -- на древне-гэльском, из которого и произошло слово тартан, значит цвет местности. Разные растения -- красильные вещества -- росли в разных районах, и даже вода в каждой долине могла содержать различные химические элементы, так что tuar tan является точным определением.  

Впервые тартан был упомянут римлянами, которых впечатлили навыки кельтов в ткачестве и покраске тканей. На Гебридских островах и Хайленде постепенно развивались варианты тканей, особые в каждом районе, так что можно было определить откуда человек по расцветке его одежды. В Seanachas Mor ("Великой Истории") ссылаясь на законы дохристианской поры, говорится, что король мог иметь семь цветов в своем тартане, друид -- шесть, а знатный человек -- четыре.  

Цезарь сообщает нам что кельты, раздеваясь перед битвой, могли индентифицировать друг друга по татуировкам или рисункам на теле, соответствовавшим расцветкам родной местности. Были ли это тартаны какими мы их знаем сегодня? Это и есть камень предкновения. Сэр Фрэнсис Грант на собрании Кельтского Союза в Эдинбурге в 1948 году сказал: "Записи свидетельствуют, что тартан носили в шотландии уже в 1440 году, но современные тартаны относятся ко времени короля Георга IV. Тартаны , которые носили до 1745 года были совершенно другими."  

Кому же нам верить -- Цезарю или серу Фрэнсису Гранту?  

При написании картины 1746 года "Battle of Culloden" Дэйвидом Морье, рассказывают, что перед началом работы художник расспрашивал Хайлендских заключенных. Все персонажи одеты в разные тартаны и ни один из них не соответствует современным клановым расцветкам.  

Это может значить, что клановые тартаны не существовали примерно до 1820 года. Колонель Дэйвид Стюарт в главе I "Sceches Of The Highlanders Of Scotland", опубликованной в 1821 году, на странице 79 констатирует: "Так МакДональд, Кэмбелл, МакКензи, и др., были известны по своим пледам; а также Атолл, Гленорхи и другие цвета разных районов были легко различаемы."  

Тем не менее, я не могу найти каких-либо исторических сведений с римских времен и до 1538 года. Первое упоминание о Хайлендском тартане после упоминаний римских и греческих писателей, были "Высокого Лорда Казначейские Счета" в 1538 году, когда Джеймс V заказал Хайлендский костюм. Среди многих других вещей значится "Heland tertane".  

Хотя в длинном и подробном отчете о Хайлендском костюме, написанном Джоном Элдером английскому королю ГенрихуVIII в 1549 году, не упоминается о производстве тартана. Его,похоже, больше преследует идея о голых ногах шотландцев! Как бы то ни было, не удивительно, что у нас нет аутентичных отчетов тех времен, так как гэльский не был письменным языком до 14 - 15 столетий.  

Если вернуться к началу, когда овца поймана и острижена -- это начало процесса создания тартана-пледа (шерстяного одеяла). Потом гэлы промывали и чесали шерсть перед тем, как сделать пряжу с помощью древней и проверенной временем колесной прялки, с большой заботой, женщинами, которые держали в своих руках производство тканей. После наступала трудная часть, часть, для которой требовались все знания и опыт. Знание не только технологии крашения, но и природы, т. к. краски добывались из кустов, лишайников, корней, ягод и мхов. Если вам хочется узнать больше о красителях, которые можно получить из этих растений, я рекомендую почитать J. Telfer Dunbar's ''History of Highland Dress''. Она простирается только до 15 столетия, но приложение, написанное Аннетт Корк просто великолепно.  

Сбор всех этих растений занимает времени почти столько же, сколько последующее кипячение для получения красителя. Это может занять пять дней, и нужно добавлять воды в котел, чтобы скомпенсировать выкипание. Когда шерсть окрасилась в нужный цвет, бралась специальная палка, которую очень берегли. На нее были нанесены разные цвета со специальной шириной для каждого цвета. Длина палки соответствовала образцу, называемому "сет" ("sett").  

Вы когда-нибудь замечали, что "уток" и "основа" в современном тартане одинаковые? Так не было в первоначальном tuar tan. Фактически, с расстояния это выглядело как будто на них были вытканы вертикальные полосы. Как бы то ни было, после 1820 года основа и уток стали одинаковыми. Это и было рождением так называемого кланового тартана.  

Было ли это потому, что возможно стало купить одинаковые уже готовые красители, на которые не влияло до такой степени качество воды? Или это искусство создания тартанов было утеряно из-за "Запрещающих Актов", и люди стали ткать другую одежду?  

На сегодняшний день существует около 700 тартанов, и еще изобретаются новые. В прежние времена их могло быть и больше. Современные люди не очень любят носить одежду такого же цвета, как у "всех". Так ли уж отличались древние?  

Палка для тартана использовалась, чтобы на цветовую разметку разместить нити основы. Наверно, другая палка могла использоваться для создания утка, отличного по цвету.  

Но что это за "Запрещающие Акты"? В 1746 и последующие годы все тартаны были запрещены, за исключением правительственных (Black Watch) вместе с владением оружием, игрой на волынках и всеми мыслимыми проявлениями столь любимого Хайлендского костюма. Англичане боялись, что католические кланы восстанут, как это было в 1698,1725 и 1745 годах, но в этот раз с большим успехом. Многие тартановые палки были уничтожены, остальные -- затерялись. Древний tuar tan исчез навсегда.  

Тартан вышел из моды, что неудивительно, вплоть до прихода в 1822 в Шотландию Георга IV, который носил килт. "Запретительные Акты" не отменяли до 1782 года. До этой даты горцев заставляли носить брюки, к этому времени люди перестали писать о тартанах -- по крайней мере я не нашел упоминания о них до двухтомника Колонеля Стюарта.  

Как же кланы узнавали кто их друг, а кто -- враг? Это обозначалось растениями на их беретах. Остролист носили МакКензи, цветок вереска -- МакДугалы, вереск -- МакДональды, белый мирт -- Кембелы и т. д. Вы можете себе представить человека с мечом, начинающего пялиться на берет своего противника -- а не друг ли это? Такое попросту невозможно в разгар битвы. При Каллодене, например, они вообще не носили никаких растений на своих беретах. Современники повествуют о гораздо более легкоразличимых белых кокардах у людей Принца, тогда как Кумберленд носил на беретах красный или желтый крест или ленту.  

До двухтомника Колонеля Стюарта нет упоминания о клановых тартанах кроме знаменитого (или пресловутого) "Vestiarium Scoticum". Этот рукописная книга, опубликованная Вильямом Тайтом из Эдинбурга с вступлением и примечаниями Джона Собиески Стюарта, который утверждал, что происходит от "Bonnie" принца Чарльза. В книге изложено, что "такое" тартан с "древнейших времен". Вы можете верить этому, если вам хочется, но меня убеждает обилие противоположных аргументов . Достаточно было написано о "Vestiarium Scoticum" и о братьях Собиески Стюартах -- еще на два или три тома -- ведь стоит только упоминуть их имена чтобы начать жаркий спор.  

После визита Георга IV началось возрождение интереса к тартанам, имевшее обширное продолжение благодаря королеве Виктории с ее Хайландским слугой, Джоном Брауном, ослепительным в своем килте.  

Я сказал ранее, что древний tuar tan был утерян, но это не совсем верно. Три могли избежать официальных санкций, так как они были очень похожи на правительственный тартан "Black Watch" -- это Гордон, если мы уберем золотые (желтые) полосы; МакНейл из Барры, если мы мы уберем золотые и серебряные (белые) полосы; и Кэмбелл из Аргайла, который такой же как и у МакНейлов, только крупнее.  

Может я попал в ту же ловушку что и остальные, делая древним то, что им не является? Все же, на сегодня есть 68 клановых тартанов с расцветками, навеянными как эстетическими чувствами, так и верностью традициям. Подумайте о Камеронах с их красным и зеленым, МакДонеллах из Кеппоха с оранжевым и зеленым, Мензи с красным и белым или МакЛеодах с Льюиса с желтым и черным и тончайшей красной полосой. Если не считать мой родной, у меня любимый тартан -- МакГрегоров, с оранжевым и зеленым в качестве основных цветов и тонкой серебряной (белой) линией, он смотрится просто замечательно, когда из него сделан килт.  

Изготовители тартанов стали пользоваться спросом после визита Георга. Находили новые тартаны, состовляли списки имен и, руководствуясь подчас непроверенными сведениями, получали кланы.  

Но все это не так уж важно. Если в твоих жилах течет кровь Шотландских горцев, где бы ты ни жил -- Англия, Канада, Австралия или где-нибудь еще, носи свой килт с гордостью, так как он происходит, как и ты, из древнего корня.  

 

перевод © Екатерина Кузнецова 2003  

 

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011