питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

Фолк для святого Валентина »

11 февраля 2009 (2999 дней 23 часа назад)

Сие инсайдерское мероприятие было изначально ориентировано на танцоров. На это указывала и программа феста, и площадка проведения. Кафедра физвоспитания СпбГУ в общежитии на Приморской, куда нужно было 15-20 минут шествовать от метро через дворы – место, непостижимое для простого фолькера, а тем более – обычных зевак. Как и стоило ожидать, стороннего народа на мероприятии было крайне мало – сплошь участники Мирквуда и Кейли-клуба, а также пары менее крупных школ.

Львиная доля времени была посвящена разного рода мастер-классам от эксклюзивных гостей. Питерских танцоров и музыкантов учили тонкостям искусства шотландец Малкольм Браун и французский ирландец Тим О`Нейл. Из Петрозаводска пожаловала фолк-группа Skylark, которые преподавали скандинавские, финские и карельские танцы.

Присутствовать на мастер-классах мне не удалось, но, по словам организаторов, они были достаточно популярны, особенно у заезжих спецов. Абсолютный максимум посещаемости составил ажно 84 танцора на одном занятии. Общая посещаемость фестиваля была несколько выше, чем в прошлые годы, что не может не радовать. Основной экшн состоялся, что неудивительно, в субботу вечером, на танцевальной вечеринке с участием тех же Skylark, а также маэстро Алексея Белкина со своей командой.

Команда изначально была обозначена как Reelroadъ. Хотя на сцене были замечены личности, которые в составе «Рилроуда» никогда, на моей памяти, не выступали. В общем, это было больше похоже на Отаву Ё. Выступление, конечно, прошло на ура. Зал под завязку набился танцорами, а Белкин то хватался за волынку, то бегал с микрофоном в толпе и учил танцам. У гитариста на инструменте стояла примочка, с помощью которой обычная акустика давала сочный низкий бас (в первый раз подобное видел), а вместо установки был маршевый барабан с тарелкой. Звучание было вполне сносное, несмотря на совершенно непригодное для музыки помещение. Кое-где фонило, эхо было невероятное, но, тем не менее, слышно было всех.

В массовых танцах участвовали практически все, включая и дедушек из Франции и Шотландии, которые прыгали в цепочках и в парах с молоденькими девицами. Видно было, конечно, что возраст не тот, и на час непрерывного отжига их не вполне хватает. Но мастера – на то и мастера, чтобы держать марку.

После окончания сета Reelroadъ была еще парочка сольных номеров танцшкол. Особенно меня позабавила школа «Оазис», которые специализировались на израильской традиции. Для меня это было что-то свеженькое, но Мэйд (одна из админов из Мирквуда) по большому секрету сообщила, что «Оазис» пляшет ту же самую программу уже лет пять как – с теми же танцорами. Еще из сольных номеров явственно запомнились какие-то невероятные люди, похожие то ли на «немцев» (камуфляжные комбезы а-ля бюргеры и стилизованные сапоги), то ли «шведов» (судя по полосатым фартукам у девиц)… Причем танцевали они танец с участием пивных бутылок, который должен исполняться на 9/8, под обычные 2/4. Этнофьюжн, одним словом. Как выяснилось позже, официально номер именовался «народно-сценическим танцем на основе немецкой мазовки».

А в это время, отделившись от шума и гвалта, в вестибюле в окружении своих подопечных сидел аутентичный ингерманландский лесной человек Стас Зубцов, играющий мелодии на норвежском варгане и губной гармошке. Танцоры из его школы в малом количестве плясали свои скандинавские танцы, и это было по-своему забавно.

Ближе к концу вечеринки вышли Skylark. Звучание у них было, конечно, намного менее «тяжелым», чем у Белкина и Ко. Ребята, как это за ними водится, постоянно меняли инструменты (сакпипа, кларнет, мандолина, аккордеон, флейта «пили», вистл, кантеле, йоухикко, контрабас, бойран) – и все это вчетвером. Наибольший ажиотаж вызвала «музыкальная табуретка», на деле оказавшаяся перуанским инструментом с подструнником (отсюда и звук, подобный рабочему барабану в стандартной установке), выполненным в форме большой коробки. Названия, увы, не запомнил.
Карелы учили танцоров особенной финской кадрили, шведской польске и каким-то специальным карельским крестьянским танцам. Зрелищно, надо сказать… Ну и в добавок к этому сыграли кое-что интернациональное навроде сета полек.

И все-таки система проведения вечеринки остается для меня загадочной. Почему в программе концерта не были указаны Reelroadъ, я еще могу понять. Все-таки у них юбилей на следующий день, зачем публику дробить… Но почему их было не назвать Отавой Ё и обозначить в афише (во всяком случае, в ее общедоступной форме на портале elf.org.ru) заранее? И зачем более легких и менее известных карелов поставили в конец, а не в начало? Публика-то, естественно, после 10 вечера заспешила домой, и на Skylark осталось вдвое меньше народу. Организаторы на все вопросы, глубокомысленно отвечают: на все воля Белкина!

Ну и в целом людей на фестивале было не так много, как хотелось бы. Да, на фестиваль пришло больше народу, чем раньше. Но нам еще далековато до фест-нозов во Франции, о которых рассказывал Тим О’Нейл. Там праздник народного танца длится неделю, где с утра до вечера – мастер-классы, а от заката до рассвета – танцевальная программа нон-стоп. Что ж, не нужно сравнивать Европу и Россию. Для нас танцы и фольк остаются миноритарной субкультурой, а не всенародной забавой. Все-таки во Франции и Ирландии живет именно народ, а не многонациональная масса – нужно это признать. Местная ингерманландская культура практически вымерла, взамен ей ничего не придумали, кроме дурацких кокошников. У русских, увы, национальная самоидентификация либо не проявляется вовсе, либо проявляется так, что лучше бы ее вообще не было.

Андрей «Герт» Чепелев
(Санкт-Петербургские Ведомости) – специально для портала elf.org.ru
Блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: ФНТ, танцы, Reelroadъ, Skylark / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011