питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Огонь, вода и медные трубы ShadeLynx Fest’a | До свиданья, водолаз Серёжа! »

16 июля 2009 (2838 дней 13 часов назад)

Как говорят старожилы, до начала своей карьеры в качестве вокалистки группы «Мельница», Наталья О’Шей (а тогда еще Николаева) была известна в ролевой среде как менестрель по имени Хеледис. Романтичная девушка с гитарой из интеллигентной московской семьи пела чарующие песни как на свои стихи, так и на стихи классиков (Толкиен, Йейтс, Бёрнс, Гёте и др.). В конце 90-х годов по тусовке ролевиков и сопереживающих ходили замусоленные кассеты, болванки и винчестеры с сольными альбомами Хеледис: «Лунный день», Running to Paradise и др. Потом, когда в гору пошла «Мельница», Хеледис стала Хелависой, а карьера менестреля была на время позабыта.

Теперь, по прошествии лет, Наталья облагородилась, превратившись из девицы-ролевички во вполне светскую даму, живущую с мужем и детьми в Европах, кандидата наук и преподавателя нескольких университетов, постоянную обитательницу радиоволн... Выступать с гитарой у костра уже как-то несолидно, да и толпа фанатов стала расти просто неприличными темпами. А те самые романтичные песни из далеких 90-х имеют своего слушателя и, соответственно, стабильный спрос. Делать с этим сегментом определенно что-то надо, благо концертная деятельность для музыкальных проектов в последнее время составляет до 90% дохода. Тем более, что многолетний опыт шоу-бизнеса подсказывает: у участников крутых групп обязательно должно быть много сольных сайд-проектов. С их помощью можно зарабатывать, не выводя на арену основной проект слишком часто. И вот Наталья снова предстала перед публикой практически в одиночестве — с программой «Леопард в городе». Разве что прозаичная гитара сменилась более благородной арфой.

В этот вечер в почти битком набитом «Зале Ожидания» Хелависе временами аккомпанировали виолончелист Алексей Орлов и гитарист Дмитрий Сафонов. Пару слов о клубе, в котором я был впервые. Немного разочаровали размеры. Неоднократно появлялись отзывы, что «ЗО» — прямой конкурент «Главклуба» по размеру. В итоге выяснилось, что помещение немногим больше старого «Рокса». Хотя в остальном претензий нет — и по планировке, и по обслуживанию, и по охране, и по работе пресс-службы.

Как только началось действо, сразу же не понравился звук. Абсолютно «картонный» голос без объема, вероятно, делался сознательно. Хотя такому классному голосу немного реверберации не помешало бы. Но вот «пластиковая» электровиолончель с обрезанными верхами и низами скребла по моим ушам просто немилосердно. Гитара при этом звучала вполне прилично (все же с подзвучкой гитар в комбик технический прогресс работает давно), а в арфе я не специалист. Хотя электроинструмент явно не давал адекватного звона. Короче говоря, «филармонических» ощущений и грува не было абсолютно. Как мне кажется, применение электроинструментов оправдано в электрических же составах, с барабаными и басом, когда обертонов все равно не услышишь, а подзвучивать нужно много и сразу. В «малых формах» все это смотрелось нелепо. Можно возразить, конечно, что публика по большей части плевать хотела на обертона и частоты... Но все-таки это не всегда правильный подход.

Программа по большей части состояла из «тех самых» песен, которые Хелависа исполняла в юношеские годы, хотя было и несколько хитов из репертуара «Мельницы» («Змей», «Королевна», например), а также каверов. Прозвучала и столь мной любимая «Белая Кошка» авторства олдовой «ирландской» певицы Юлии Клаузер. Народ в зале явно хотел побольше мельничных пьес. Ну а больше всего удовольствия получал «узкий круг интеллигенции», который собрался непосредственно у сцены. Они перекидывались с Хелависой репликами и шутками. По всей видимости, большинство «интеллигенции» составляли форумчане с сайта группы. Очевидно, именно для них и была исполнена абсолютно неожиданная разбитная акапельная частушка с рефреном «Хари Кришна, Хари Рама» на мелодию русской народной песни про Ивана. Многие юмора явно не поняли. В целом конферанс был какой-то вялый и неубедительный. Верю, что для преданных фэнов Хелависы любое пророненное дивой слово — мед в уши... Но лично мне шутки казались плоскими и переигранными, а отдельные заявления откровенно отдавали манией величия. В общем, формат творческого разговорно-музыкального вечера тоже не был соблюден, как мне кажется.

Таким образом, концерт получился довольно сумбурный. Ни движухи, ни академичности, ни искрометания и словесного отжига. Любопытно, что из себя будет представлять сольный одноименный альбом «Леопард в городе», который был анонсирован на прошедшем концерте на осень 2009 года. По всей видимости, нас ожидает сборник римейков, несколько облагороженный и дополненный свежачком. Надеюсь, хотя бы для студийной работы Алексей Орлов извлечет со шкафа свою старую акустическую виолончель. В общем, на критический взгляд сольный прожект Хелависы лично мне кажется по большей части коммерческим предприятием, увы-с. Эстетического удовольствия не получено.

И все-таки «Мельница» и Хелависа в частности — это очень позитивно для молодежной культуры. Во всяком случае, человек восемьсот спокойно провели весь вечер без обильных возлияний, без курева (по традиции, всех приверженцев табака отгоняли в фойе, подальше от чувствительных к дыму связок вокалистки). По большому счету, плевать хотели эти восемь сотен на верхние частоты виолончели и на качество шуток своего кумира. И это немудрено: нежный, сказочный и почти не слащавый образ Хелависы отлично выделяется на фоне большинства мужиковатых «рок-баб» отечественной сцены. В конце концов, кто еще может заставить самых обычных ребят два часа слушать арфу и виолончель вместо панк-рока или «колбасы»? Правильно: никто.

Андрей «Герт» Чепелев
Cанкт-Петербурсгкие Ведомости
специально для elf.org.ru
блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: музыка / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011