питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« До свиданья, водолаз Серёжа! | Рок-мистерия "Следующая остановка" »

28 октября 2009 (2734 дня 7 часов назад)

Еще давно я при любом удобном случае говорил и писал, что из «большой тройки российского фолка» только The Dartz работают осмысленно и имеют что сказать слушателю. Большинство остальных ансамблей, зеленых и олдовых, по большому счету, играют безыдейную, имиджевую музыку для танцевальной веселухи или пространных мыслей о «затерянных мирах» или «давно ушедших днях». У The Dartz музыка при всей ее фольклорности всегда была современной и актуальной. Единственное, чего им не хватало раньше (IMHO) — так это масштаба. Если для российского слушателя все эти переосмысления народного западноевропейского творчества — потенциально интересны, то для непонимающих по-русски The Dartz могут показаться совершенно обычной квази-кельтской группой. Но годы не идут даром, и бесстрашные звёзды питерского фолька вонзили свои лопаты (а точнее — гитары) в поле доселе непаханное — проблему не всегда конструктивного диалога европейской христианской и восточной исламской цивилизаций. И о том, что сегодня чаша весов явно склоняется не в пользу первой. Этот вопрос, воплощенный в музыке, уже может быть интересен всему миру.

По вполне понятным политическим причинам у многих европейцев и русских сформировалось впечатление, что арабы — народ далекий, дикий, недоразвитый и вообще зловредный и гадкий. А The Dartz решили посмотреть на проблему объективно. В конце концов, кровавая резня и упадок культуры в Испании начался с приходом «добрых христиан». А кофе арабы делают не в пример лучше французов. Гибель цивилизаций и рождение новых — нормальное явление в истории. Единственное, что меня задело во всей этой риторике, так это фраза «зачем Европе Украина?» Я верю, что Ди Курцман не страдает великорусским шовинизмом, однако такая постановка вопроса может вызвать злобные ухмылки не совсем по теме альбома. Ну да ладно, все это мелочи жизни. Let the show begin.

Мюзик-холл до сих пор хранит в себе остатки неистребимого совка. Войдя в вестибюль, я как будто перенесся в свое детство в начале 90-х (тогда матушка изрядно таскала меня просвещаться по театрам). Удивительно: жуткая отделка помещений с шиком 70-х, очереди в кассы и вопли «билетов нет!», бешеные цены в буфете, строгие бабульки-билетерши и хамоватые гардеробщики, — все это как будто переместились в наши дни на машине времени... Пока я разбирался с тем, где подтверждать аккредитацию и как найти бельэтаж, концерт уже начался. Бабулька-метрдотель (или как в театрах называются те, кто показывает место?), поджав губы, очень укоризненно на меня посмотрела, когда я, опаздывая ворвался в зал. Совковый сервис уже не вызывает раздражения: он приобрел статус милого пережитка, навевающего сладкие воспоминания о далеком детстве.

Я специально не слушал сам альбом до того, как пошел на презентацию. Действительно хорошая музыка должна зацепить с первого раза. И она это сделала! Тому способствовали, помимо качества материала и исполнения, некие дополнительные обстоятельства.

Во-первых, театральное действо. Все-таки обозначенный на афише дуэт «The Dartz и Persona Viva» не был пустословием. Это совершенно не похоже на традиционное «шоу», которое нередко устраивают на фолк-фестах всякие фаерщики, танцоры, ролевики и реконструкторы. Кое-кому бой на мечах между сарацином и рыцарем показались чресчур символическим, но по мне так все было сделано правильно. Было так же интересно, как в детстве — в театре. Ретроспектива продолжилась.

Во-вторых, звук. То ли помещение было изначально построено с учетом законов акустики, то ли аппаратура была очень хорошая, то ли у звукача с руками все в порядке (а скорее всего — все вместе взятое), но The Dartz звучали на 5 баллов. Конечно, иногда в жертву рок-н-роллу приносили перкуссионные приблуды Деодана, но от этого, похоже, никуда не денешься. Во всяком случае, мне с левого края партера было слышно каждую ноту, хотя в клубах чаще всего приходится довольствоваться бубнежом из басового комбика с дальними отзвуками мелодий.

Все первое отделение я сидел, как пришибленный — без преувеличения. Сет пролетел единым монолитом, и под конец показалось мало. Создавалось подлинно апокалиптическое настроение — концепция альбома-фильма у The Dartz явно удалась. Атмосферу дополнял облик Ди Курцмана — с новой полупанковской прической (однако в старом костюмчике) он напоминал не то погорельца, не то побитого революцией интеллигента, который из принципа продолжает ходить в приличной одежде, даже когда за углом разрываются бомбы. Былого вечно молодого битломана с «шапочкой под Джона» в нем было не узнать... Жаль, что остальные выглядели не столь же патетично. Мистерия о закате Европы, меж тем, закончилась весьма позитивно. Вышел сияющий трубач Павел и зарядил жизнеутверждающий трек, венчающий концептуальный альбом.

После первого действия и краткого перерыва началась поп-программа из «старых песен о главном». Несмотря на то, что почти все треки были известны и проверены годами, было уже не так интересно. Dartz как Dartz. В перерывах между песнями, презрев всемогущее Российское авторское общество (которое защищает авторов от самих себя), Пан периодически наигрывал мелодию из еврейского мюзикла Кац, а также что-то там про Герасима.

Под стать необычному концерту вышел и финал. Вместо того, чтобы слабать на бис «доброго маленького Кунлу» или еще что-нибудь из вечного, The Dartz невозмутимо исполнили очень милый кавер на Троiцу, который особенно качественно поедал мозг благодаря вкрадчивым клавишам. Под конец представив всех, включая Петра Мамонова (который играл в соседнем зале), «дартсы» откланялись и покинули ошалевший зал.

Андрей Чепелев
Санкт-Петербургские Ведомости,
специально для elf.org.ru
Блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: музыка, The Dartz / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011