питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Медленно, но верно растет борода | Колесо должно вращаться »

22 марта 2010 (2596 дней 8 часов назад)

20 марта в Главклубе прошел XI фестиваль «День святого Патрика»

Я нисколько не преувеличу, если скажу, что «белкинский патрик» - это одно из самых главных фолк-событий в питерской субкультуре. Многие (в том числе и ваш покорный слуга) вступал в славные ряды фолкеров под впечатлением от посещения этого фестиваля в клубе «Порт». С тех пор многое изменилось: и группы, и публика, и субкультура, и сам фестиваль. Музыканты обращаются совершенно к другим народным культурам и стилям, а в зале заметны совсем молодые лица... Но ностальгию и глобальные вопросы, пожалуй оставим на сладкое.

Фестиваль открылся, без всякого опоздания, с выступления проекта Евгения Викки Session on stage. Вот уж кто остался незыблем в стилевом плане, так это SOS. Все, как встарь: акустическая кельтика без примесей, хорошая разминка для многочисленных танцоров.

Следом на сцену поднялась весьма олдовая группа Sunrise, которую больше знают за пределами России, нежели в ее границах. Вот что значит профессионализм: без барабанов и вообще лишнего шума ребята держали хороший уровень драйва. Понравился отличный замес фолка с родственным кантри, но смутил «двойной кавер» на Some say the devil is dead в перепевке «Аквариума». Когда этим занимаются молодые музыканты, еще понятно. Но для таких серьезных дядек — несолидно.

Действо продолжили «создатели стиля russian beat» команда «Отава ё». Я прекрасно помню ее в «кельтской» ипостаси — тогда для меня было загадкой, зачем Reelroad нужен еще один сайд-проект, да еще и с «русским» названием... Но теперь группы-побратимы вроде бы разделили творческие векторы, и «Отава ё» стала выглядеть намного интереснее. Можно, конечно, долго плеваться по поводу того, что это очередной проект из серии «дискотека N-ных» для корпоративов и услады слуха недалекой публики... Но это, черт возьми, действительно весело и зрелищно. Советские и прочие «русские народные» мелодии XX века в фолк-обработке с волынкой и скрипкой слушаются совершенно не банально. Правда, звукач поначалу, видимо, слишком буквально понял стиль russian beat и вывел этот самый бит в виде оркестрового барабана на полную катушку, но затем образумился. Особенно из всего сета запомнился «Крутится-вертится шар голубой» и трогательное пение Дмитрия Шехардина в мегафон. Но где же то форменное безумие, которое обычно творил Шехардин в непотребном виде и с сигаретой в зубах?

Потом вышли «свадебные генералы» фестиваля — англичане Monster Ceilidh Band. Я бы сказал «хедлайнеры», но — увы, не тянут они на главное событие вечера. Ведущий заверил, что Ньюкастл (родина группы) — это самый что ни на есть «ирландский» город Англии, но прононс лидера команды был чисто лондонский, с традиционным «аканьем». Так и осталось тайной, что же в группе «монструозного»... Наверное, все дело в примочке к мандоле, которую изредка задействовали. Еще запомнилось то, что аккордеонистка группы своим инструментом и шляпкой издалека напоминала Нину Харакоз, которая когда-то играла в Reelroad. Ну а музыкальный материал был достаточно скучный и монотонный, хотя и сыгран весьма технично. Обычный инструментальный селтик-трад, немножко освеженный бас-гитарой и рок-аранжировками.

Далее по плану были ветераны фолка, биг бэнд Old Horned Sheep c неизменным лидером Александром «Кэпом» Дмитриевым. Честно говоря, я уже запутался, чем этот коллектив отличается от «Кэп и Ко». Раньше я ошибочно полагал, что наличием саксофона в последнем варианте. Но теперь этот прекрасный инструмент органично вписался в музыку OHS, и все смешалось окончательно. В качестве константы — неплохая кельтская музыка и, что самое важное, песни в исполнении Кэпа.

Ближе к окончанию феста в ход пошла тяжелая «медийная» артиллерия: перед публикой появился зеленобородый Дмитрий Курцман и его оркестр The Dartz. Когда-то, 13 лет назад, они начали со скромного релиза «Ирландские поминки» с юмористическими перепевками кельтских песенок. И вот они — герои хит-парадов, обладатели премий и авторы альбомов, сводившихся в Ватикане. Они почти полностью сменили изначальный состав и похоронили Старый Свет под натиском сарацинов. Кстати, о составе... Слухи не врали: уход бессменного басиста Сергея Чибирева положительно сказался на качестве и разнообразии низкочастотных партий. А вот фирменный дартсовский хор осиротел без Слона и Пана: теперь многоголосие создают только Ди и Кирилл Паньшин с редкими подпевками Деодана, которого все равно никогда не слышно. В остальном группа стала звучать совсем взросло, по-стадионному. Вкупе с грамотной работой световика сет смотрелся просто великолепно. Смутил только сам трек-лист. Я еще могу понять, почему в День святого Патрика не прозвучали тру-ирландские хиты прошлых лет типа «Кунлы», «Иду по пабам» и прочих холодных камней. Надоело, что тут попишешь. Но зачем играть в конце весьма тяжеловесные вещицы с Proxima Parada, которые ну совсем никак не вяжутся с кельтской тематикой?

После Dartz на сцене снова был замечен организатор мероприятия Алексей Белкин, но уже в составе Reelroad, перманентного участника ДСП. По моему скромному, их смело можно было поменять с «Отавой ё» местами. Хотя RR имеет большую культурную ценность, в плане хитовости и пляско-пригодности уже уступает своему «младшему» сайд-проекту. Во всяком случае, после шести команд лучше воспринимается на слух простая и незамысловатая музыка. Сет Reelroad был достаточно короток, и запомнилось немногое.

И уж совсем под занавес мероприятия вышли москвичи Los Templos, тоже обладатели премий и победители конкурсов. Оставлять на десерт малоизвестные в городе команды — это не очень честно, так как больше половины народа после выступления хедлайнеров медленно, но верно потянулась к выходу. Но москвичи не унывали и играли весьма задорно. До конца дослушать сил не хватило, но в целом это напоминало что-то среднее между Ska-p и Pogues. Достойно! Будь я не за рулем и имей доступ к бару, я бы их поддержал самым активным образом. Уже на выходе из клуба я столкнулся с воистину преданными фэнами Los Templos: они рвались попасть в зал, хотя на часах было уже больше 11 часов. Стало быть, у москвичей большое будущее!

Что можно сказать по итогам? Действительно, «белкинский патрик» остался востребованным и заметным культурным событием, и грамотно сочетает опыт ветеранов сцены со свежими ветрами новых тенденций. Но все это уже «совсем не то, что было раньше». Сначала ДСП перестали праздновать 17 марта, сделав привязку к выходным. Потом сменили сермяжный «Порт» на модный «Главклуб». А теперь еще и перешли из ночного в вечерний режим. Коммерция, чтоб ее! Уже нет гор пьяных спящих тел, самобытных сейшнов по углам и веселой всенощной тусовки... Даже курить в зале и то запрещают. Атмосферу променяли на (действительно!) хороший звук и более объемную кассу. Печально, господа. А еще печальнее, что состав групп подбирается по принципу «вчерашних ирландцев». Тех, кто когда-то подвисал на кельтятине, а теперь осваивает новые просторы. Конечно, на этой самой кельтятине свет клином не сошелся, и все стилистические изменения в творчестве групп — это великолепно. Но ДСП — он, все-таки раз в году...

Андрей «Герт» Чепелев
Санкт-Петербургские Ведомости
специально для elf.org.ru
блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: Reelroadъ, музыка, Патрик, The Dartz / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011