питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Вчерашние ирландцы | Ethnomission possible »

23 марта 2010 (2623 дня 6 часов назад)

14 марта в клубе Fish Fabrique Nouvelle группа Hvarna презентовала дебютный альбом Koła Viartańniaŭ

Петербургскому коллективу Hvarna чуть более года, но в их гастрольном графике уже есть несколько российских и европейских городов. Секрет успеха, как не трудно догадаться, в грамотном продюсировании и менеджменте лидера группы Андруся Палаучени, известного отечественной публике по проекту Osimira. Переехав в Северную столицу из Беларуси, Андрусь стал работать вместе с музыкантами питерской команды «Оберег». Как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. Как раз в 2008 году «Оберег» был в вынужденном отпуске из-за отбытия в ряды ВС РФ их баяниста Паши Пивоварова, так что времени и вдохновения на новые проекты было предостаточно.

Лично я раньше привык считать, что в основе ambient должна лежать электронная музыка, даже если это лайв-проект. Но Hvarna не играет «концерты для ноутбука с оркестром». Собственно электронного происхождения в их музыке — только относительно легкая клавишная подложка. Все магические переплетения мелодических инструментов, барабанов и голосов создаются вживую.

Как предполагает буквальный перевод стиля, такая музыка должна восприниматься в соответствующей «этно-атмосфере». Конечно, лучше всего подошла бы тихая безоблачная ночь на свежем воздухе где-нибудь в лесу, но в мартовском Петербурге с этим туговато — пришлось создавать «эмбиент» прямо в полуподвале на Лиговке... В этом были призваны помочь орнаментные полотнища на комбиках, а также многочисленные свечи.

Под аккомпанемент тревожного гула и барабанов из гримерки торжественно выплыли две личности мужского пола в белых балахонах и масках, ведущие под руки печальную личность женского пола в белом платье. Нет, это не собрание ку-клукс-клановцев — это музыканты Hvarna начинают сет с крывийского ритуала встречи весны. Как признался уже после концерта Андрусь, полностью его провести мешало ограниченное пространство клуба — пришлось ограничиться рассыпанием риса и оборачиванием «весны» в ритуальные одежды. Видимо, за неполное соответствие регламенту боги разгневались на Петербург, и столь ожиданное всеми нами потепление отложилось еще на две недели...

После всех необходимых вступлений началось само лайв-шоу. Основная часть программы состояла из крывийских песен, вошедших на упомянутый уже альбом Koła Viartańniaŭ («Колесо возвращений»). Больше всех внимания, как и положено, привлекала прекрасная вокалистка Катя Елькина. Как показывает практика, неплохо поющих дам даже на непрофессиональной сцене предостаточно, но мало кто из них может столь же ярко играть тембром. Труженицы связок и микрофона либо срываются в бессовестный оперетточный вой, либо в эстрадное мяуканье, либо в утробную народную «разлюли малину». Ни того, ни другого, ни третьего в пении Кати нет. Не стану разливаться пафосными сравнениями. Скажу лишь, что вокал очень силен и оригинален. Его надо просто услышать.

Кроме женских партий в ткани песен есть место и для суровых низких хоров. Здесь такого великолепия, конечно, нет. Чтобы меня не заподозрили в подхалимаже, выскажу пару своих соображений по поводу мужских вокалов. Во-первых, клавишник Женя Яблонский слегка фальшивит. Вполне возможно, что за фальшь я принял стилистический штрих - в конце концов, та же дуда всегда обаятельно не строит... Но скорее всего, дело в недостатке мониторов. Во-вторых, совсем было бы здорово, если бы гусляр Макс вместо смешного гроулинга обучился бы относительно несложному горловому стилю каргыраа и добавил бы еще больше «демоничности». Но это так, мечты...

Что сказать по треклисту? Он был поистине монолитен. В нем я не выделил ярковыраженных «хитовых» и «проходящих» композиций. Народ в зале настолько гипнотизировался происходящим на сцене, что после окончания песен сначала на несколько секунд повисала гробовая тишина, а потом находился смельчак, который первый раз хлопал в ладоши. Тогда уже публика начинала с облегчением хлопать и гикать.

Помимо крывийских песен Hvarna продемонстрировали и часть новой программы, которая получила финно-угорский акцент. Что ж, судя по последним тенденциям, интерес питерских фолк-музыкантов к ингерманландским корням (даже если сами они национально не имеют к финнам никакого отношения) постепенно растет. Не все ж нам Ирландия со славянами... Со свойственной им основательностью, Hvarna начали с космогонических проблем: спели ижорскую руну сотворения мира, а потом — про Вяйнемёйнена из Калевалы. Но больше всего мне понравилась саамская тема — энергичная и какая-то надрывная. Прямо вот так и представляются себе несчастные саамы, умоляющие северное сияние дать им хоть немного тепла за полярным кругом.

Скорее всего, эти песни через некоторое время войдут в новую тематическую пластинку. А пока альбом «Колесо возвращений», в пику современным тенденциям, можно раздобыть ажно в трех видах: скачать в виде mp3 с официального сайта www.havrna.com, а также купить в бюджетной версии или в роскошном диджипаке.

Андрей «Герт» Чепелев
Санкт-Петербургские ведомости
специально для elf.org.ru

ключслова: музыка / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011