питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Колесо должно вращаться | Конец летА: в евротур с новым ЕР »

4 июня 2010 (2521 день 23 часа назад)

2 июня в клубе «Танцы» прошел фестиваль «Этномиссия»

Уже не так пленят фолькеров поля Ирландии, фьорды Норвегии и прочие чужбины... Как верно подметил перед началом музыкальной части вечера его организатор Евгений Викки, фолк-музыканты по прошествии лет увлечения чужими культурами, наконец поняли, что пришло время поднимать свою. Тем более в русской культуре столько намешано полузабытых и совсем забытых традиций, что вдохновения хватит на десятки групп и сотни музыкантов. Тихий июньский вечер разбавляли актуальной этникой опытные музыканты в своих старых и новых проектах.

Известно ли вам, что латыши до сих пор называют Россию Krievija? Это все потому, что балто-славянский народ кривичей в немалом количестве населял Новгородскую республику. У нас же под Крывией понимают все-таки историческую родину кривичей в районе Могилевской и Витебской области Республики Беларусь. Именно эту культуру на современный лад возрождает группа Hvarna, возглавляемая Андрусем Палаученей из Osimira. Справедливости ради отмечу, что музыкантам Hvarna не потребовалось годами играть ирландщину, чтобы осознать ценность своих корней. Osimira изначально специализировалась на беларуском фолке, а “Оберег” (вторая составляющая Hvarna) промышляли русской ведической традицией.

Голоса на беларуских и финских диалектах, а также различные дудки и барабаны под аккомпанемент демонических клавиш снова звучали как будто из глубин веков, а народ в зале медленно, но верно входил в транс. Чего в этот раз не хватало, так это какой-нибудь видео-презентации с пейзажами или орнаментальными переплетениями. Чтобы совсем плющило.

После крывийско-финской нирваны Reelroadъ звучал как хэви-метал в реггей-клубе. Как известно, в середине 2000-х лидер команды Алексей Белкин наигрался в “единственного кельта из Выксы” и обратился к корням, что вскоре позволило Reelroadъ снискать славу популяризатора русской культуры межконтинентального масштаба. Они сразу же надавили на публику всей силой фолк-рока. Кстати, это был единственный сет, который позволил оправдать название клуба – перед сценой образовалась некая плящушая компания. С одной стороны, Reelroadъ на фоне ультрасовременных авангардистов смотрелись этакими олдырями из прошлого века. Но, с другой стороны, народная музыка без танцев – это как гренки без пива. Кушать можно, но чего-то не хватает... И если под этно-эмбиент можно разве что раскачиваться в экстазе, то под белкинский нео-фолк уместно танцевать вразумительно, погружаясь в сельский быт предков более глубоко.

Под конец на сцене появились инициаторы мероприятия, коллектив “Тесто” - третий проект фолк-продюсера Евгения Викки, известного по Session on stage и “Белорыбице”. Упомянутые группы отличаются изрядным консерватизмом: SoS играют в стилистике, актуальной во времена “кельтского нашествия” начала 2000-х, а “Белорыбица”, пожалуй, слишком академична и оттогу скучновата для среднего потребителя. Перед их сетом я встретил в зале Егора Мажугу, вдохновителя этно-фьюжн банды “Минус Трели”, который в составе “Теста” выступает в качестве флейтиста. Он загадочно подмигнул и заверил, что на сей раз Викки спродюсировал “правильную музыку”.

Когда после настройки “Тесто” все-таки начали, я понял: вот оно, новое поколение питерского фолка. Они настолько авагардны, насколько это вообще возможно. Рэггей сменяется лаунжем, потом немного ска и драм-н-басса, затем чуточку какого-то каррибеана и брит-попа. Хотя, может быть, на мысли о брит-попе меня настроил ультрамодный гитарист с соответствующим инструментом... Очень оригинальная ритм-секция: одновременно играет и драм-машинка, и барабаны и перкуссия – всё ровно и в тему. И совсем экзотический гость на фолк-сцене, тромбонист, дает вкусную серединку. На этом жирном и благодатном глобально-музыкальном поле взросли побеги настоящего русского фольклора – не из учебника для средней школы, а из экспедиций и серьезных источников.

Вокалистки просто великолепны! При наличии профессионального подхода к пению они совсем не похожи на академических крыс, и ведут себя весьма живенько, попутно просвещая публику об особенностях свадебных обрядов в Белгородской области. Самая мощная, на мой взгляд, песня – это “Кудрицы” про “Иванушку, у которого...ммм.. все будет хорошо”. Вот такие ребята и должны представлять нашу страну по всему миру.

То, что изображают на сцене “Тесто” и другие команды “Этномиссии”, политологи называют глокализацией. Если по-простому, то это когда рынок глобален, но учитывает региональные особенности. Укрываться от мировых тенденций и музыкального прогресса мы не можем (да и зачем?), но сохранять при этом идентичность просто обязаны. Наверное, в этом и заключается та самая “этномиссия”?

Андрей “AnttiKirkkanen” Чепелев
Санкт-Петербургские Ведомости
специально для elf.org.ru
блог автора: herske.livejournal.com

Прикреплённые файлы:


ключслова: Reelroadъ, музыка, Тесто / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011