питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Это широкое понятие «фолк»… | Волынки и техно в неритмичной стране »

26 февраля 2009 (2977 дней 8 часов назад)

Как известно, страна наша – многонациональная, вобравшая десятки крупных и тысячи мелких национальных культур. Конечно, многие из них благополучно почили в бозе в силу политических амбиций абсолютистов, другие – подзабылись, ассимилировались… Но во всяком случае, мы пока еще не разучились отличать север от юга. Питерским ценителям народной музыки и танцев предоставилась практически уникальная возможность на одном концерте оценить и финно-карело-ингерманландскую культуру севера, а также славянскую и балканскую культуру юга. Так как представлять народы вызвались признанные мэтры своего дела, эксперимент удался.

Открывали вечер Sattuma из Петрозаводска. Команда примечательна тем, что в ней в основном составе играют Арто Ринне с дщерью Эйлой и Дмитрий Демин с сыном Владиком. Прикол именно в том, что группа семейная. В этот раз на басу им подыгрывал Артем из Santtu Karhu вместо заболевшего Андрея Хабонена, который побывал с Sattuma на ее осенних гастролях.

Как всегда, одной из главных проблем карельских групп – это проклятый петрозаводский поезд, который уходит в 10 вечера. Чтобы не опоздать на паровоз, Sattuma пренебрегли национальными костюмами и заметно нервничали весь сет.
Но само выступление прошло на пять баллов. Со своей субъективной колокольни могу сказать, что более всего мне нравятся именно песни Sattuma, а не танцевальные композиции. Чего нельзя сказать о танцорах… С самого начала зал заводили участники скандинавского танцклуба Стаса Зубцова, и к третьей-четвертой композиции к ним присоединились и остальные танцоры.
Лично мне не хватало постоянной перкуссии. На джембе фрагментарно играло семейство Деминых по очереди, но большую часть времени они отдавали своим инструментам. Надо сказать, Дима Демин – уникальный товарищ, можно сказать – эндорсер самого себя. На концерте он демонстрировал все свои творения как мастера: и волынку, и пили, и обертоновки, и флейты Пана, и какие-то рожки… Впору ему выпускать тираж футболок со своим мастерским клеймом, чтобы дарить вместе с инструментами клиентам – для пущей эффективности эндорсмента. Лично я бы с радостью носил такую…

Где-то во второй половине сета Sattuma затянули целый сет печальных скандинавских мазурок, когда я почти что заскучал. Зато под конец они просто взорвали мозги несколькими песнями подряд. Когда карельский паровоз был уже в критической временной близости, они на свою беду сыграли веселую ингерманландскую песню Illa joo, rilla joo. Так народ в зале пел незамысловатый припев даже после окончания песни – акапельно, и требовал продолжения банкета. Пришлось еще «Вересовые кусточки» петь на бис.

С минимальным люфтом, пока петрозаводчане собирались в суете на вокзал, начался мастер-класс Александра Абрамова по болгарскому танцу, а потом – выход «Белорыбицы».

Что сказать тут – команда оригинальная и самобытная. Не знаю уж, насколько сербы и болгары кому там братья (оставим этот вопрос политикам) но культура Балкан и южных славян – вещь как минимум интересная.

Как всегда, было на что посмотреть: болгарские волынки, калюки, молдавская флейта, тростниковые дудки… Даже коса была. Да-да, обычное лезвие от косы, по которому стучат точильным бруском. Когда я впервые увидел такую штуку на выступлении Сказов Леса на Ethnomechenica, был уверен, что это какой-то современный прикол. Оказалось – сербская народная забава.

Перкуссия была турецкая (дарбука и тапан), что совершенно органично вписывается в балканский музон (в отличие от многих других фолк-направлений, в которых эти штуки так активно используются). Все же турки там совсем рядом проживают…
Классно звучало народное пение. Любители аутентики даже жаловались, что очень мало было акапельных тем, и гитара с бузуки вообще звучали инородно и не в тему. Впрочем, лично я пение акапелло люблю в строго дозированных количествах, так что тут дело вкуса.
Кроме созерцания и слушания можно было также и ритмично подвигаться. Далеко не под все композиции, правда (много было сложно улавливаемых ритмов на 7, на 11 счетов и т.п.), но народ активно водил хороводы и отжигал. Зубцовские танцоры, как они сами признались, на ходу придумывали танцы на основе своих скандинавских навыков.

Вообще очень здорово, что в городе формируется интерес не только селтик-дэнсу, но и ко всяким другим, не менее интересным национальным культурам. Аншлагов, конечно, такие фесты не собирают (чуть более 150 человек было), но, судя по тому, что скучающих за стаканом пива в зале я почти не заметил, у качественной народной музыки есть большие перспективы.

Андрей «Герт» Чепелев

Санкт-Петербургские Ведомости – специально для elf.org.ru

Блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: музыка, Sattuma, Белорыбица / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011