питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Волынки и техно в неритмичной стране | Андеграундная седьмица »

23 марта 2009 (2954 дня 16 часов назад)

Говоря официальными словами, интерес к нео-народной музыке в России с каждым годом растет если не в геометрической, то в математической прогрессии. Чем шире разрастается субкультура, тем больше становится разных музыкальных коллективов. Со временем сложилось так, что от тру-кельтского «Патрика» отпочковалась тусовка фолк-рокеров, которые к ирландской музыке, по большому счету, имеют весьма условное отношение. Имя крестителя Ирландии сей фестиваль носит чисто символическое. Видимо, для завлекухи публики привычными образами волынки и клетчатой юбки. Самое интересное, что к ирландской культуре популярные в народе шотландские килты и шотландские же волынки «Хайленд» тоже относятся достаточно опосредовано... Но оставим культурологические дискуссии для академических специалистов.

В общем, в Арктике отмечали в славный субботний вечер так называемый «альтернативный Патрик», спродюссированный лидером группы «Остролист» Александром Шестаковым. В последние годы разностороннюю поддержку фесту оказывает Петербургский Комитет по молодежной политике — именно этим фактом обусловлен, надо полагать, заведомо убыточный состав и наличие комитетских баннеров над сценами.

Почему убыточный состав? Ну, не нужно быть гениальным экономистом и продюсером, чтобы понять, что одна петрозаводская и три московские группы обходятся организаторам, мягко говоря, в копеечку. Тем более что все четыре команды относят себя к так называемому «второму эшелону» фолк-групп — по востребованности, известности и посещаемости.

Но мы отвлеклись от действа... На большой сцене начинали концерт мастодонты питерской фолк-культуры группа Ad Libitum. С завидным упорством группа живет уже почти 17 лет, периодически меняя составы и играя прекрасную, в общем музыку. В этот раз на выступлении в качестве скрипачки была замечена Елена Ведайко. Сет их был до неприличия краток, и вскоре место под софитами было уступлено команде Los Machetes. Честно говоря, для меня остается загадкой, зачем эту кабацкую группу постоянно приглашают на фолк-фестивали. В целом товарищи играют весело, задорно и оригинально. В репертуаре — болгарские, бразильские, финские, чилийские и прочие популярные мелодии, аранжированные под гитару, бас, аккордеон и забавную ударную установку из бочки и бубна. Если услышать и увидеть «Мачетов» впервые, то они производят весьма яркое впечатление (чего стоит один их Du hast). Но слушать из года в год одно и то же... Все-таки самое адекватное место для Los Machetes — в кабаке или на корпоративной вечеринке. Надеюсь, ребята за такую оценку на вашего покорного слугу не обидятся. Тем более что такую задачу перед собой они, очевидно, и ставили изначально.

А вот обвинить в банальности группу Drolls язык не повернулся. Известная долгие годы как «европейская средневековая» команда, в последнее время она сильно преобразилась. Музыканты вместо вагантовских масок и костюмов нацепили скоморошьи шапки, а вместо фиддла и мандолины освоили гудок, обертоновые флейты, жалейку и кантеле. Drolls превратились в... «русскую средневековую» группу. Мое мнение — ребята молодцы. Вообще у народа о русском средневековье представление весьма смутное. Тому поспособствовали православные бойцы, московские центристы и прочие негодяи. Тем не менее, известно, что Новгород до завоевания московитами был европейским городом со своей богатейшей культурой, и даже входил в Ганзейский торговый союз. Вероятно, нечто вроде новгородских скоморохов и пытались изобразить Drolls, за что им бесконечные овации. Кстати, сценический имидж петрозаводчан был довольно аутентичен. Во всяком случае, на моем перстне (реплика с раскопок), купленном в новгородской сувенирной лавке, изображен практически солист Drolls, разве что без бороды. Репертуар был разнообразен, с обильными театральными вставками, шутками и прибаутками — в стиле «старых добрых Дроллзов». Публика, надо сказать, в основной массе новинку не жаловала. Они ждали In Taberna... А те, кто в теме, скептически смотрели на турецкий барабан и карельское кантеле в «русской» группе. Ну, всем не угодишь...

«Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» под предводительством Владимира Молодцова впервые выступали в расширенном составе — ажно вдевятером. И все молодцы, как на подбор: в строгой шотландской форме и в килтах. Соответственно, четыре хайлендера и три барабанщика. Подзвучка им, естественно, не понадобилась. Впечатляющее зрелище, надо сказать. Но — не для клубной сцены, опять же. Доводилось видеть большой волыночный оркестр в Испании на параде... Вот это было шоу. Впрочем, коллектив достаточно неординарный для питерской субкультуры.

Собственно организаторы действа, команда «Остролист» в этот раз понравилась мне более чем когда-либо. Возможно, причина кроется во временном (?) отсутствии скрипачки. Дело не в том, что она плохо играет, а в том, что обычно звучание «Остролиста» превращалось в сущую кашу. Мне иногда кажется, что флейта и скрипка в группе вообще не нужны, потому что все песни, очевидно, пишутся как авторские — под гитару. Потом сверху лепятся мелодические аранжировки. Причем порой они явно лепятся по принципу «чтобы было». А коли помножить все это на дрянную клубную подзвучку... Все остальное (сами песни, вокал и ритм-секция) мне понравились, слушать было интересно.

Mervent наконец-то собрал почти полный состав с тремя вокалами. Не хватает, по моему скромному, только арфы — чтобы как в старые добрые времена все было... Весь состав очень профессиональный, все слажено и здорово. Особый интерес вызвал у меня, конечно же, духовик с иллианом, вистлами и другими приблудами. Ну и перкуссионист традиционно был крут. Добавить тут особо нечего, потому что чего-то свежего я не услышал.

Потом на сцену вылетела Елена Ханпира со своим вокально-инструментальным ансамблем «Тол Мириам». Если честно, меня всегда удивляло, как этой группе удалось вместе с грандами типа «Мельницы», ТГЕ и The Dartz попасть к мейджор-лейблу Navigator Records... В принципе, музыка характерная, забавная, хорошо сыгранная. Но — далеко не уникальная. Видимо, всему виной личное обаяние Миришь. Она, как всегда, жгла. Сверкала ногами, стреляла глазами, грозила всем пальчиком... Заметил, что после Хелависы у многих фолк-певиц тут же проявилась аллергия на табачный дым, о чем они непременно заявляют во всеуслышанье со сцены... «Песни черни» в этот раз «Тол Мириам» не играли — в Питере народ нищий, и не реагирует на сценический прикол с прошением подаяния. Но в целом зал был доволен сетом.

Под занавес на большую арену вылезли мега-тру-панки-альтернативщики White Owl. Как и подобает суперзвездам, Хагнир не вышел на саунд-чек, зато вывалился в изрядном подпитии перед самым своим вступлением. В этот раз со сценическим образом он, похоже, переборщил даже: нацепил какие-то накладные дреды... Поскольку я недавно слышал уже «Сов», то ничего новенького-интересного я не почерпнул. К концу мероприятия народ потихоньку потянулся к выходу. А вообще отыграли они задорно. Когда по истечении времени стали зажигать свет, они не обломались поскандалить с персоналом клуба — все в рамках жанра.

Проницательный читатель, вероятно, заметил, что в этот раз на большой сцене находилось как-то уж слишком много групп. Действительно, их было целых восемь (!). Такое редко встретишь даже на фестивалях типа «День молодого бойца». Но делать нечего, все играли по полчаса, чтобы не сдвинуть все расписание... Остается, тем не менее, непонятным, что мешало убрать вниз тех, кому не нужна подзвучка — тех же «Мачетов» или волынщиков.

На второй сцене в баре «Тортуга» тем временем происходила почти ингерманландская сельская вечеринка. Около двух часов на жутком звуке играла группа «Бестиарий». Поначалу бойран глушил весь звук так, что не слышно было даже вистл... Но баланс вроде отстроили, и сет вышел довольно веселым. Под финские и скандинавские танцы, разумеется, плясала школа Стаса Зубцова. Потом были Anima Helicis с традовой программой — не так долго. Снова танцы... И уже под самый конец на маленькую сценку залез сам маэстро Стас со товарищи (т.е. группа Pohjola). Состав насчитывал целых десять человек — настоящий деревенский оркестрик. Единственный минус заключался в том, что танцующих осталось в зале немного, потому что весь состав Pohjola одновременно еще и танцует. Такой вот многофункциональный ансамбль.

Что сказать в целом о празднике? Огорчило то, что присутствовало крайне мало народу. Учитывая наличие 11 групп и целой орды прошедших по спискам, билеты на концерт купило дай бог 200 человек. Что, согласитесь, для такого количества разноплановых групп, мягко говоря, слабовато. На то, в принципе, есть свои причины. Во-первых, гранды питерского фолка, ТГЕ и The Dartz, уже отпочковались от общей компании — им интереснее (да и выгоднее) делать свои собственные Дни Святого Патрика. А большинство наших фолькеров совершенно не парится о собственном пиаре и привлечении публики — им только денег за концерт подавай. Во-вторых, не стоило делать фест в один день с «тру-ирландским», белкинским ДСП в ГлавКлубе. То, что везде якобы «разные тусовки» — это ерунда. Очень многим пришлось в итоге выбирать (в том числе и мне).

Хотелось бы надеяться, что прошедшее фактически провальное мероприятие не поставит точку в истории «альтернативного Патрика». Но в следующем году явно что-то нужно менять. Либо искать мощного хедлайнера, либо привлекать «свежую кровь», либо договориться с конкурентами о непересечении по датам... А еще лучше — и то, и другое, и третье. А то уже возникла стойкая ассоциация с чиновническими масс-культурными фестивалями, где главная задача — «освоить» бюджет...

Андрей «Герт» Чепелев
(Санкт-Петербургские Ведомости) — специально для портала elf.org.ru
Блог автора: herske.livejournal.com

ключслова: музыка, Патрик / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011