питерский портал фолк-музыки elf.org.ru

« Фолк-Рок-Ярмарка-3: надо слушать | Огонь, вода и медные трубы ShadeLynx Fest’a »

22 апреля 2009 (2923 дня 6 часов назад)

Хотя праздник проходит второй год, для подавляющего большинства фолькеров он остается неизвестным. Поэтому стоит немного рассказать о его истории и сути. Задумка состоит в том, чтобы собирать два раза в год (есть еще и «Карельская Осень») команды, которые играют северо-западную музыку: финно-угорскую, северорусскую (Заонежье, Поморье, Новгородчина) и скандинавскую. Эта рыночная и культурная ниша долгое время оставалась незанятой и неосвоенной. Кельтика — есть, средневековая Европа — есть, даже славянская музыка есть, а «местной» нет. Притом что Петербургу территориально и исторически ближе именно поморы и финны, чем шотландцы и южные славяне...

Специалисты могут возразить, что Петербург находится вовсе даже не в Карелии, и название не в тему. Но беда в том, что словосочетание «Ингерманландска весна» тяжело читаемо и малопонятно. Петербург, будучи метрополией с рождения, никогда не носил национального колорита. А вот в Петрозаводске в консерваторских и финноугроведческих кругах родилось несколько очень мощных и интересных музыкальных проектов, которые и стали постоянными хедлайнерами фестиваля.

В этом году для концерта в рамках «Карельской Весны» удалось пробудить из спячки великий коллектив Myllarit, которые последние два года не выступали, почти не репетировали и не записали ничего нового. Также собрался довольно разношёрстный support из петербургских групп в подобном ключе.

Сам концерт проходил в клубе Place, который имеет массу достоинств и один существенный минус — месторасположение. Хотя от метро — всего 15 минут ходьбы, у публики вызывает явное недоверие адрес «Маршала Говорова, 47». Кажется, что это где-то очень далеко, причем на Ветеранов или Ленинском. Да и пейзажи вокруг заведения оставляют желать лучшего. Какие-то мрачные строения, разруха, автозаправки... Зато сам клуб — реально оазис уюта в этом индустриальном заповеднике. В зале — комфортные мягкие сидушки а-ля хиппанские 60-е (такие были в «Платформе», если о ней кто-то еще помнит). Есть балкончики, столики... Бар отделен от зрительного зала и снабжен кучей мониторов, где транслируют видео со сцены (как в «Манхэттене»). Приятное, в общем, местечко. Ценник в баре, правда, высоковат... Звук порадовал, несмотря на обилие акустических инструментов, пьезодатчиков и прочего хозяйства, которое так ненавидят звукари (им бы все панков с одной гитарой строить, ага). А вот видеоряд был какой-то мутный. Прожектора заливали всю картинку, и компьютер явно глючил, выдавая странные и хаотичные картинки.

Программа началась с проекта Hvarna. Воистину, к общей тематике их музыка имеет отношение не самое прямое. В качестве основы используются народные наигрыши и напевы Крывии (регион нынешней Беларуси). Впрочем, в царские времена Северо-Западом называли именно область Украины и Беларуси, так что связь есть. Кроме того, в этногенезе белорусов есть солидная финно-угорская часть. Сама Hvarna — это фактически группа «Оберег» без баяна и барабанов, а также человек, к которому в зале пристально присматривались, силясь что-то вспомнить. Да-да, это Андрусь Палаученя, солист Osimira.

Музыка у Hvarna — медитативная, трансовая: сильно реверберированные вокалы, тревожная дуда, гусли, кантеле, иногда — шаманизм на барабане. И все это — под мистическую Korg-овскую клавишную подложку. Да-а, таких оригинальных концептов с подобным профессиональным и качественным звучанием на питерской сцене явно не хватает. В этот раз они выступали при полном параде (в костюмах и гриме), но без ви-джея с психоделическим видео-рядом.

Далее последовал сет «Бестиария». Хоть возраст этой команды приближается к 10-летней отметке, профессионально отточенного звука от нее ждать не приходится. Музыка Екатерины Кузнецовой сотоварищи звучит как настоящий деревенский фолк. В самом деле, народная музыка — на то и народная, чтобы быть шероховатой... Выглядит коллектив весьма самобытно и обаятельно. Особенное недоумение у публики вызывает некая палка с воздушным шариком и натянутой на них веревкой. Это — ни что иное как пыспеле, деревенский ингерманландский предок виолончели. Разумеется, в «стародавние времена» вместо резинового шарика использовали бычий пузырь. В этот вечер «Бестиарий» сыграли довольно колоритный набор водских песен и танцев. По традиции, присутствовал некий нестрояк, но впечатление осталось позитивное.

Потом свершился обещанный на афишах мастер-класс по скандинавским танцам, который вел Стас Зубцов. Широкую публику немного подзагрузило то, что аккомпанемент для плясок игрался сольно на вистле или варгане. Но помимо танцоров его школы в действе участвовали и неискушенные посетители феста, что и радует. Стас старался вкратце объяснить азы тех или иных фигур, но, конечно, неподготовленным людям врубиться за полчаса в целую философию — весьма непросто.

После танцевальных уроков у публики появился неплохой шанс тут же и продемонстрировать усвоенное. На сцене появилась «Корела», финно-угорский проект Елены Ведайко. Они замутили качественную танц-программу на любые размеры — на радость плясунам, с которых к концу сета пот лился градом. А Макс Анухин, который в Hvarna был в амплуа этакого ведуна или волхва, сменил имидж и лихо распевал песни под гусли. Прозвучал и мой любимый инструмент йоухикко (это некое струнное устройство с прикольным жужжащим звуком). Живенько, в целом, сыграли.

Ну а под занавес пришло время для главного события этого вечера — сета Myllarit! Двухгодичный период забвения для группы — это очень тяжело. Популярность уже не та, а наверстывать потерянное — совсем не то же самое, что пробиваться с нуля. И вообще почти никто не верил в возрождение «Мельников». Но уже с первых аккордов стало ясно — Myllarit?s not dead! Андрей Хабонен (на вокалах с 2005 года) в темных очках с кружкой пива смотрелся в образе просто прекрасно, Дедушка искрометно шутил, а музыканты колбасили без притворств. Стоит отметить, что сет на «Весне» был далеко не полностью посвящен «воспоминаниям о былом величии». Три песни из программы (Hyvaa Iltaa, Oi-Oi-Oi и Helise Helia Metsa) — из относительно свежих, а одна («Скоморошина») до ре-юниона и вовсе никогда не исполнялась. В общем, пациент не только скорее жив, чем мертв, но даже продолжает генерировать хиты. Народ из всех темных углов клуба стёкся непосредственно к сцене и активно поддерживал Myllarit, прыгая и подпевая — полный позитив и контакт. Играли чуть больше часа, были немедленно вызваны на бис и оставили после себя исключительно положительные эмоции.

PS: Изначально, кстати, «Мельники» намеревались отыграть этот концерт и развалиться обратно. Но доверенные источники сообщают: по дороге обратно в Карелию по результатам гастролей они передумали. Так что Myllarit не только not dead, но еще и ‘ll be back!

Андрей «Герт» Чепелев

(Санкт-Петербургские Ведомости) — специально для портала elf.org.ru

Блог автора: herske.livejournal.com


ключслова: музыка, Myllarit / trackback / печать / rss комментариев / рейтинг: 0 / оценить новость:

© elf.org.ru, Andrey G. Zlobin, Saint-Petersburg, Russia, 2001-2011